Мальчики и девочки: школьная готовность, школьные проблемы и успехи

Когда речь заходит о готовности к школе, то традиционно всплывает образ некоего «усредненного» ребенка, лишенного не только индивидуальности, но и половой принадлежности и в силу этого наделенного всеми требуемыми и одинаково хорошо сформированными качествам будущего школьника. Однако в реальной практике такое уникальное явление встречается крайне редко. Чаще всего у ребенка какие-то качества, значимые для обучения в начальной школе, сформированы лучше, какие-то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок — мальчик или девочка. Иными словами, мальчики и девочки 6-7 лет готовы к школе весьма неодинаково, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные.

Установленные различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоционально личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно академическая успешность мальчиков и девочек в первом классе школы так различается. В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным школьным предметам — 3,9 балла (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек — 4,3 балла. Естественно, что различается (опять-таки не в пользу мальчиков!) и физиологическая «цена», которую платит организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу первого класса утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.

Представляется естественным, что установленные различия в психологической готовности к школе мальчиков и девочек определяют и различия в способах достижения высоких оценок. На развитие каких психологических характеристик ребенка, которые во многом определяют его будущую школьную успеваемость, стоит обратить внимание?

 

Интеллектуальное развитие

 

Академическая успешность мальчиков во многом определяется развитием как общего и невербального, так и вербального (речевого) интеллекта. Иными словами, чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. А вот у девочек непосредственной связи интеллектуального развития и академической успешности нет. В частности, уровень развития общего и невербального интеллекта вообще практически никак не влияет на получаемые оценки. Несколько более существенный вклад в академическую успешность девочек привносит вербальный компонент интеллекта. Любопытно, что степень вклада вербального интеллектуального развития в академическую успешность девочек во многом определяется особенностями их эмоционального отношения к учебному процессу вообще и предлагаемым заданиям в частности. Так, если предлагаемые учителем задания девочке нравятся, вызывают интерес и положительное эмоциональное отношение, то ребенок использует все свои речевые возможности для достижения высокой оценки, а если не нравятся, то данные возможности попросту не используются. Выражаясь научным языком, вклад вербального компонента интеллекта в академическую успеваемость девочек определяется их эмоциональным отношением и к учебному процессу, и к учительнице.

По всей вероятности, подобные различия во вкладе интеллектуального развития в академическую успешность мальчиков и девочек во многом зависят от социальных стереотипов восприятия мужчин и женщин, которым, естественно, следуют и учителя начальной школы. На уровне бытового сознания распространено представление о большей интеллектуальности мужчин и о выраженной социальной ориентации женщин. Руководствуясь этими стереотипами, учителя побуждают мальчиков к использованию интеллекта, а девочек - к развитию социабельности. Более того, складывается впечатление, что в случае очень высокого интеллектуального развития девочек учителя, сами того не сознавая, пытаются с помощью оценок заблокировать активное использование интеллекта как неадекватную для представительниц женского пола форму поведения. Так, относительно недавно проводилось исследование, ставящее своей целью изучение особенностей достижения высоких школьных оценок интеллектуально одаренными первоклассниками, уровень развития интеллекта которых в среднем на 2-3 года опережает их реальный биологический возраст. Оказалось, что если в группе интеллектуально одаренных мальчиков высокие оценки опять-таки обеспечиваются вкладом различных сторон интеллекта, то в группе интеллектуально одаренных девочек очень высокий интеллект препятствует получению высоких школьных оценок.

 

Неодинаков у мальчиков и девочек вклад в академическую успешность и отдельных высших психических функций. Так, академическая успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, а у девочек академическая успешность определяется развитием произвольности внимания и поведения.

 

Эмоционально-личностные особенности

 

Интересно отметить, что весьма значительный вклад в академическую успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности — всем хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Так вот больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятности, затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами темперамента опять-таки во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство людей, в том числе и учителей.

Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Само собой, что такое поведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается сверстниками и самим учителем.

Девочки-холерики, наоборот, слишком активные, самостоятельные, бойкие, вспыльчивые, беспокойные и непоседливые. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что отнюдь не радует окружающих. Да и высидеть в течение 45 минут на одном месте для такой девочки — проблема. Естественно, что подобные особенности поведения опять-таки воспринимаются как не совсем девчачьи и не всегда вызывают понимание учителя, что снова находит отражение в школьных оценках ребенка.

Наиболее «удачным» с точки зрения обучения в начальной школе является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети данного типа в меру активные и живые, они весьма социабельны, позитивны, умеренно агрессивны и умеренно тревожны. Именно данный тип темперамента доставляет учителю начальных классов меньше всего проблем. Однако надо помнить, что начиная приблизительно со средней школы, тип темперамента ребенка перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок и подчас «неудобный» холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.

Перейдем к вкладу в академическую успешность ребенка также весьма немаловажных эмоционально-личностных и социально-психологических свойств и качеств. Начнем с социального интеллекта. Оказалось, что социальный интеллект, наряду со всеми прочими сторонами интеллектуального развития, во многом определяет академическую успешность прежде всего мальчиков. И чем лучше развит у мальчиков социальный интеллект, тем лучше такой мальчик будет учиться в начальной школе. У девочек же уровень развития социального интеллекта влияет на получаемые в школе оценки в очень незначительной степени. Складывается впечатление, что социальный интеллект начинает негативно влиять на успеваемость девочек только в том случае, если уровень его развития является крайне низким.

Немалый интерес представляет и вклад в академическую успеваемость такой психологической характеристики, как личностная тревожность ребенка.

В частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на академическую успешность. Лучше всего в начальных классах учатся мальчики, у которых индивидуальные значения личностной тревожности укладываются именно в эти диапазоны. Естественно, что если личностная тревожность слишком сильно выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, все хорошо в меру.

А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же значения выраженности данной психологической характеристики приводят к формированию боязни школы и академической неуспешности.

Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет, прежде всего, на мотивационный компонент учебной деятельности. Так, оказалось, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника — практически взрослого, самостоятельного человека. Подобные заботы весьма позитивно сказываются на качестве работы ребенка с учебным материалом.

Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Вот и получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит в конечном итоге к снижению академической успешности.

Рассмотрим также вклад в академическую успешность еще одной личностной характеристики ребенка, а именно агрессивности.

Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению академической успешности прежде всего девочек. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению академической успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.

Итак, мы рассмотрели многие психологические характеристики, определяющие академическую успешность мальчиков и девочек — учащихся первых классов. С целью обобщения всей представленной выше информации и для удобства ее использования попробуем составить обобщенные психологические портреты мальчиков и девочек, получающих в начальной школе хорошие и высокие отметки.


 

Обобщенный психологический портрет

хорошо успевающего в начальной школе мальчика

 

Такой мальчик характеризуется достаточно высокими показателями интеллектуального развития. В частности, самые высокие значения имеет общий и невербальный интеллект, несколько более низкие — вербальная сторона интеллектуального развития. Причем, что немаловажно, такой мальчик характеризуется достаточно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита и слухоречевая память. По своему типу темперамента это, скорее всего, сангвиник, возможно — сангвино-флегматик. Уверенно можно сказать, что это точно не меланхолик. У данного мальчика весьма хорошо развит социальный интеллект, он весьма уверенно чувствует себя в коллективе сверстников, умело общается. Показатели личностной тревожности такого мальчика чуть-чуть выше средневозрастных нормативов, но не чрезмерно высокие, что обеспечивает ему неравнодушное отношение к получаемым школьным оценкам и способствует стремлению соответствовать социальному статусу школьника. В заключение стоит добавить, что такой мальчик умеренно агрессивен.

 

Обобщенный психологический портрет

хорошо успевающей в начальной школе девочки

 

Такая девочка имеет, прежде всего, высокие показатели развития вербального компонента интеллекта. Что же касается показателей развития общего и невербального интеллекта, то они могут быть любыми, лишь бы не выходили за нижнюю границу диапазона нормативных значений. Данная девочка также характеризуется достаточно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. Достаточно хорошо развита произвольность внимания и поведения в целом. По типу темперамента это, скорее всего, сангвиник или сангвино-флегматик, а возможно, что и флегматик в «чистом» виде. Достаточно уверенно можно сказать лишь то, что это не холерик. У такой девочки умеренно или высоко развит социальный интеллект, она достаточно общительна, умеет ладить с окружающими. Показатели личностной тревожности такой девочки либо укладываются в диапазон средневозрастных значений, либо несколько снижены, что обеспечивает направленность интересов именно на учебную деятельность и не вызывает излишней озабоченности проблемами межличностных взаимодействий со взрослыми и сверстниками. В заключение стоит добавить, что такая девочка характеризуется умеренными или даже несколько сниженными показателями агрессивности.

Понятно, что далеко не все дети, обучающиеся в первом классе, «укладываются» в рамки идеальных представлений, и такие особенности учащихся, как, например, темперамент, невозможно изменить в соответствии с желанием взрослого и требованиями процесса обучения. Но многие психологические характеристики (объем слухо-речевой памяти, коммуникативные навыки, мотивация к обучению и др.) не только поддаются коррекции, но и нуждаются в целенаправленном формировании и развитии. Знание влияния, которое оказывают те или иные психологические характеристики на успешность обучения мальчиков и девочек, поможет учителю построить более эффективную узконаправленную гендерно-ориентированную  работу с учащимися начальных классов.

 

Выдержки из: Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 120 с.